+7 (495) 514-29-59
+7 (926) 497-39-87

Время обработки заказов
Пн.-пт. с 10 до 18
Preciosa - чешские люстры в Москве

Юность художника Юткевича

Иллюстрации к поэме А. Блока «Двенадцать»... Хочется рассматривать их долго. Сколько раз обращались художники — и какие! — к бессмертной поэме. Но эти небольшие листы помечены 1919 годом и, стало быть, сделаны сразу после ее выхода в свет. В них не только мир поэмы, воплощенный в живописи динамичной, смелой по колориту. Они запечатлели и то удивительное время, когда пятнадцатилетний художник (теперь ему семьдесят пять!) с восторгом вчитывался в гениальные строки, столь созвучные героическому пафосу тех лет. А рядом с этими работами начинающего графика, в которых уже угадывается рука будущего мастера, — эскизы декораций и костюмов к пьесам А. Блока «Песнь судьбы», «Балаганчик», «Незнакомка».


Все это можно было увидеть на выставке эскизов и зарисовок народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда Сергея Иосифовича Юткевича, чьи фильмы «Человек с ружьем», «Рассказы о Ленине», «Ленин в Польше» вошли в золотой фонд советского киноискусства. Выставка, развернутая в Белом зале Союза кинематографистов, называется «Юность художника» и приурочена к юбилею выдающегося кинорежиссера. Она знакомит нас с работами 1918—1926 годов.


Удивительное чувство испытываем мы, всматриваясь в театральные эскизы, пейзажи и портреты. Эти работы С. Юткевича кинематографичны в том смысле, что делают зримыми и художественные формы, и формы жизни того времени с его красками, фактурой. ритмами, с его эмоциональной стихией. В характеристике выставленных полотен не обойтись без определения «динамичные», и это не случайно. Той же энергией насыщены замечательные портреты режиссеров Н. Фореггера. Н Евреинова. драматурга В. Масса, клоунов Сержа и Макса, куплетиста П. Юморского. наконец, широко известные портреты Чарли Чаплина и Сергея Эйзенштейна. В них — и характер, и профессия, и своеобразие личности. Это и лаконичная типизация, и словно бы стоп-кадр, зафиксировавший момент движения— всегда острого, иногда парадоксального. Будущий кинематографист угадывается в работах художника, проникшего в святая святых театра и овладевшего его сценической магией.


Рисунки, представленные на выставке, имеют не только самостоятельную эстетическую ценность. Они вводят нас в мир театральных исканий тех лет и в лабораторию художника первого советского поколения, чья творческая судьба неотделима от судьбы нашего искусства.


— Мы были очень молоды тогда, — сказал на открытии выставки Сергей Иосифович, — мы были одушевлены великой верой в завтрашний день и хотели все силы отдать строительству нового, справедливого мира. Время было необычайно трудное, но энергия переполняла нас, и мы трудились не покладая рук. зная, что такое радость творчества и вдохновение. Мы любили цирк, балаган, народный театр, мы учились у народного зрелища, у демократического зрителя, мы хотели создать новое искусство для широких масс трудового народа.


Да, в те далекие, но не умолкнувшие годы была найдена эта формула, верность которой подтверждается выставкой С Юткевича. Знакомясь с работами, на ней представленными, мы совершаем путешествие в прошлое и еше раз убеждаемся в том, что прочна и надежна неразрывная связь времен — залог успехов нашего искусства. Подробнее о новом дающем онлайн казино можно узнать тут