+7 (495) 514-29-59
+7 (926) 497-39-87

Время обработки заказов
Пн.-пт. с 10 до 18
Preciosa - чешские люстры в Москве

Суровый рассвет человечества

Нельзя понять, как человек вышел из животного мира и чем он от зверей отличается, не уяснив, что же это такое — животный способ существования. И фильм закономерно начинается с наблюдения за стадом обезьян. Здесь почти все очень точно и выразительно. Не только сказано, но и показано, как организовано стадо, почему оно иерархично, отчего вожак попеременно жесток и заботлив, какие неумолимые законы регулируют поведение стада.

А дальше, казалось бы, самоочевидный и камерой доказанный вывод: выходе из-под власти законов стадной организации нет. Чуть позднее в фильме звучит еще одно утверждение: человек и животное — два полюса мира.

Позвольте возразить. Человек тоже был стадным существом, подчинялся тем же законам: вел тот же животный, «бараний», по выражению Маркса и Энгельса, образ жизни. Значит, биологические законы все же не тупик? Далее. Человек и животное — два полюса мира? Дело здесь не во мнении, пусть даже такого авторитетного философа, как Фридрих Энгельс, а в истине, которую обрела современная наука. Поэтому куда точнее другое, тоже мелькнувшее в фильме утверждение, что люди и животные — звенья одной цепи. Вот это верно, но какому из двух утверждений должен верить зритель?

К счастью, подобных неточностей и противоречий в фильме немного. Сложнее с другим. Легко рассказать, как шло становление человека. Но показать это... Конечно, громадную информацию о становлении человека несет в себе эволюция орудий труда. Но как это перевести в образный ряд? И камера спешит запечатлеть современных исследователей, которые рубят дерево кремниевыми топорами. Так выразительней, но мысль пробуксовывает... Несут в себе немалую информацию о прошлом и древние обычаи, празднества, легенды. Вот тут есть, что снимать, и авторы фильма снимают щедро и очень красочно. Беда в том, однако, что этнографический материал сам по себе очень сложен и противоречив. Фильм ссылается, к примеру, на давнюю традицию охотников Севера по-братски делить первую добычу. Хорошо, дв здравствует гуманизм! А как быть с давним, но еще вчера не редким обычаем кровной мести»?

Мысль авторы фильма вынуждены подкреплять пафосом заставочных «стихотворений в прозе», научный вывод — возгласами «верю — на верю!».

И тогда, когда наука и искусство не сливаются воедино, в структуре кинофильма появляется зазор, слабина, шаткость. Зато в тех случаях, когда слияние происходит, возникают прекрасные сцены, например, эпизод коллективного, по старому обычаю, возведения дома решен так, что звучит подлинным гимном гуманизму. Получай огромные бонусы на казино колумб онлайн бесплатно .