+7 (495) 514-29-59
+7 (926) 497-39-87

Время обработки заказов
Пн.-пт. с 10 до 18
Preciosa - чешские люстры в Москве

Судам ледового плавания — ВРШ

Суда ледоколы типа «Норильск» оснащены гребными винтами регулируемого шага.


Была опубликована статья С. Лебедева и др., которая, на мой взгляд, необъективно освещает результаты эксплуатации многоцелевых арктических судов активного ледового плавания (СЛП) типа «Норильск», оснащенных движительными установками с гребными винтами регулируемого шага (ВРШ). Авторы статьи пытаются обосновать использование на будущих СЛП гребных электрических установок (ГЭУ) переменного тока с преобразователем частоты (циклоконвертером). Они пишут о том, что в вопросе ЭУ для судов типа «Норильск» позиция Мурманского пароходства всегда была однозначной — ГЭУ переменного тока с преобразователем частоты (циклоконвертером), и что для судов типа «Норильск» вариант установки с ГЭУ если и прорабатывался, то поверхностно и был отвергнут как дорогостоящий. Однако, как оказалось впоследствии, построечная стоимость головного судна «Норильск» оказалась выше расчетного варианта с ГЭУ.


Следует подчеркнуть, что окончательное решение о строительстве судов типа «Норильск» было принято в 1980 г. Проектные материалы с результатами испытаний моделей судна во льдах и на чистой воде в конце 70-х годов широко обсуждались специалистами ЦНИИМФа, Ленинградского ЦПКБ, Мурманского и Дальневосточного пароходств, ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова, научно-технических обществ водного транспорта и судостроительной промышленности, на симпозиуме специалистов секции судостроения Ленинградского дома ученых имени А. М. Горького.


Руководство Северного, Мурманского и Дальневосточного пароходств одобрило использование ВРШ, среднеоборотных двигателей (СОД) и редукторной передачи на этих судах.


В те годы авторы упомянутой статьи, так же как и другие специалисты пароходств, вообще ничего не знали о мощной циклоконвертерной гребной передаче переменного тока, так как она была изобретена в Финляндии и лишь в 1986 г. впервые смонтирована на двухвальном ледоколе «Отсо», оснащенном ВФШ. Подобную передачу и ВФШ фирма «Вяртсиля» предложила использовать на атомных ледоколах СССР «Таймыр» и «Вайгач».


Проект строительства судов типа «Норильск» с электропередачей и ВФШ был отвергнут не по причине большой стоимости, хотя она, безусловно, сыграла роль. В связи с этим полезно воспользоваться данными о стоимости главных двигателей (ГД), передач мощности и движительных установок (ВРШ и ВФШ) в 1981 г. Из них явствует, что разница в стоимости ВРШ и ВФШ составляет всего 14,3% (ВФШ дешевле на 177 тыс. руб.). Но электропередача была бы дороже редукторной передачи и муфт на 400%, т. е. на 2,858 млн. руб. Таким образом, электропередача с учетом разницы в стоимости движителей увеличивала бы стоимость судна более чем на 6,7%. Естественно, это привело бы к возрастанию затрат на перевозку каждой тонны груза.


Авторы статьи ссылаются на то, что построечная стоимость головного судна «Норильск» оказалась выше расчетного варианта с ГЭУ. Но им должно быть неизвестно, что фактическая построечная стоимость судна, как правило, всегда больше проектной.


В обоснование целесообразности использования электропередачи и ВФШ на будущих СЛП они пишут, что в период экспериментального высокоширотного рейса атомного ледокола «Сибирь» и дизель-электрохода «Капитан Мышевский» получены технические данные, подтверждающие способность ГЭУ мгновенно реагировать увеличением крутящего момента на ударные нагрузки длительностью в десятые доли секунды и обеспечение высокой маневренности судна (среднее количество реверсов в час не менее 60, максимум 120, время реверса 6—8 с и способность преодолевать длительные двухкратные моменты сопротивления, возникающие на гребных валах).


Авторам следовало бы знать, что караван в этом рейсе, к счастью, значительное время двигался по полыньям. Однако сразу после возвращения в порт Мурманск ледокол «Сибирь» был поставлен в док, где было зафиксировано следующее: утеряно 23 опорные планки крепления гаек шпилек соединений фланцев лопастей со ступицей; на лопасти среднего ВФШ — две трещины по 350 мм каждая; на лопасти правого ВФШ — круговая трещина общей длиной 570 мм, на лопасти левого ВФШ — трещина 100 мм. Ясно, что это привело к существенным затратам на ремонт. Скорее жми на кнопку мостбет вход и выигрывай уже сегодня.