+7 (495) 514-29-59
+7 (926) 497-39-87

Время обработки заказов
Пн.-пт. с 10 до 18
Preciosa - чешские люстры в Москве

О силе советских документальных фильмов

Вместе с солнцем идет киноаппарат по могучей стране от берегов Тихого океана, от гигантского порта Находка, через Сибирь, Алтай, Казахстан, Узбекистан на Украину, в Закавказье, в Ленинград и Москву. Операторы Е. Аккуратов, В. Воронцов, И. Галин, Н. Генералов, В. Михоша отлично овладели ковой широкоформатной техникой: и пейзажные, и портретные, и комбинированные кадры впечатляют. Особо надо отметить работу оператора комбинированных съемок М. Фелицина.

В фильме есть счастливые находки. Например, рассказ академика Дубинина о своем беспризорном детстве. Одновременно с крупным планом Дубинина на полиэкране возникают беспризорники, потом ставшие воспитанниками детского дома. И старые кадры вырастают, занимают все пространство огромного экрана: мы видим Ленина на Красной площади, а рядом с ним детдомовского парнишку, и узнаем: это Дубинин. Ленинской заботой беспризорник вырос в ученого с мировым именем. Так же выразительно одновременное присутствие на экране старых и новых съемок, когда речь идет о судьбах малого нанайского народа, до революции вымиравшего, а сейчас полноправного и процветающего в братской социалистической семье. Или о крестьянке З. Гусейновой, ставшей министром высшего образования Азербайджана.

Не все одинаково удалось Копалину в этом итоговом фильме. Материала было так много, что порой приходилось спешить, возникала скороговорка. Но в какой фильм можно уложить события пятидесятилетнего пути нашей великой страны? В один фильм, конечно, нельзя. А вот в одну режиссерскую биографию, оказывается, можно.

В одной из статей он писал: «Сила советских документальных фильмов в их правдивости, идейной направленности, в большевистской, партийной страстности. Там, где художник понимает свои задачи, чувствует ответственность перед зрителем за правдивость изложения фактов, где он пытается проникнуть в глубину явлений, чутьем советского киножуриалиста пытается найти ростки нового в окружающей действительности и донести это новое до зрителя, — там он становится настоящим большевиком-агитатором и пропагандистом, а его произведения — мощным средством коммунистического воспитания масс».

Последние годы жизни Копалин посвятил преподаванию во ВГИКе, возглавляя кафедру документального кино. Свой громадный жизненный и творческий опыт он щедро отдавал молодежи. Многие современные документалисты — его ученики.

У художника должна быть главная мысль; у него должно быть ясное представление о том, какую мысль он хочет донести до зрителя. Когда эта мысль для него становится ясной, главной, доминирующей над всем, что его окружает, тогда он фиксирует факты или события, с которыми соприкасается».

Прежде всего — мысль. И ясное ощущение — для чего это делается. Так он работал всю свою жизнь. Мыслью о будущем человечества пронизаны его картины.

В холодном подвале на Тверской, во владениях киноков, старая крестьянка, его мать, сказала правду: такие картины делать было нужно. Топовые условия бонуса бетвинер дают двойные шансы на победу.