+7 (495) 514-29-59
+7 (926) 497-39-87

Время обработки заказов
Пн.-пт. с 10 до 18
Preciosa - чешские люстры в Москве

К загрантарифам нужны новые подходы

Нелегкий процесс возвращения советской экономики к истинному хозяйственному расчету, к разумным формам деятельности не минул и морской транспорт. Однако отлаживание нового механизма идет медленно, со скрипом. И все же отдельные его элементы внедряются в хозяйственную практику, проходят обкатку в реальных условиях. Важнейшим шагом в этом направлении является реформа транспортных тарифов, в первую очередь на перевозки внешнеторговых грузов, — основной источник доходов отрасли.

Загрантарифы обеспечивают действенную хозяйственную связь между пароходствами, внешнеторговой клиентурой и международным рынком, в частности фрахтовым. Последнее обстоятельство придает им специфический характер, в силу которого они выпадают из присущей нашей стране системы оптовых цен, строятся и управляются по своим особым законам.

Действующие сейчас загрантарифы (Прейскурант 11—03) разрабатывались в первой половине 60-х годов и введены в действие в 1966 г. В то время это было большим продвижением вперед и оказало немалое влияние на преодоление пресловутой «тонномильной» идеологии. Но жизнь не стояла на месте, обстоятельства поменялись таким образом, что прогрессивная когда-то мера превратилась в тормоз: тарифы, будучи поначалу отражением рыночных цен, ставок фрахта, с дальнейшим развитием международного судоходства утратили это важное свое свойство и превратились в препятствие для нормальной коммерческой эксплуатации флота. Причин было несколько.

Во-первых, структура тарифа, метод его построения не учитывали деления фрахтового рынка на трамповый и линейный, с присущими им системами ценнообразования, динамикой цен. Попытка свести под «одну крышу» переменчивые ставки фрахта в трамповом судоходстве и устойчивые тарифы в линейном в итоге создала тупиковую <итуацию: всякое стремление изменить тарифы в соответствии с условиями рынка приводило к новым их перекосам.

Во-вторых, в основу тарифов были положены ставки фрахта, применявшиеся в сделках на перевозки внешнеторговых грузов в 1964—1965 гг. С тех пор объем фрахтования иностранного флота для внешнеторговых перевозок на условиях рейсового чартера сократился настолько, что от первоначальных ставок ничего не осталось. Тарифы практически лишились своего фундамента. Это обстоятельство, в частности, обусловило бесплодность многолетних прений между перевозчиками и внешнеторговой клиентурой по проблеме корректировок тарифов: определению их конкретного уровня, отвечающего требованиям рынка, используемой при этом методологии.

В итоге загрантарифы оказались надолго «замороженными», что послужило законным поводом для беспокойства. Так, их стабилизация как нельзя лучше отвечала системе планирования от достигнутого. Между тем, потеря тарифами устойчивой связи с рынком шаг за шагом приводила к забвению принципов их построения и существования, все в большей мере соответствовала идее затратного метода.

Например, при согласовании оплаты перевозок, не предусмотренных прейскурантом, пароходства, не без одобрения вышестоящих инстанций, в своих требованиях нередко исходили из себестоимости доставки в рублях с добавлением к ней норматива прибыли. При этом вольно или невольно упускалось из виду, что установленный в свое время порядок расчетов в валюте между перевозчиками и внешнеторговой клиентурой был основан на том, что тарифные ставки должны быть на уровне рыночных, т. е. валютных. Иными словами, не может быть валютных платежей без валютных, рыночных ставок.

Дрейф в сторону стабильных тарифов грозил развалом всей системы валютных расчетов между морским транспортом и внешнеторговыми организациями. Более того, он совершенно очевидно противоречил принятому курсу на все более глубокую интеграцию советской экономики с мировым хозяйством.

Неуправляемость действующих тарифов и, как результат, ослабление их связи с рынком, утеря ими своей «валютной» сущности остро поставили вопрос о коренной их реформе. При этом первая задача, которую необходимо было решить, заключалась в том, чтобы отделить тарифы на генеральные (линейные) грузы от тарифов на массовые (трамповые). Все секреты джекпота и реально большой куш на https://onlaini.ru .